Каждому из нас
свойственны индивидуальные особенности восприятия времени. Для одних из
нас время растянуто, для других время воспринимается более сжато или протекает
рывками. В процессе формирования диссоциативного расстройства мы имеем,
обратный процесс, - возвращение к состоянию недифференцированной психики, мы
возвращаемся в то состояние психики, в котором, образно говоря, древние боги
еще составляли нашу психическую сущность. Мы возвращаемся в архетипический мир
коллективного бессознательного, в котором отсутствует единый контроль Я-
сознания над протекающими психическими процессами, в котором единый контроль
осуществляется «Мы- сознанием». На место «Мы-сознания» в течение эволюции
заступает «Я-сознание», в современном человеке функционирует «доминирование
«я» по отношению к «мы», а в недифференцированной психике, в диссоциативном
расстройстве идентичности, картина прямо противоположная: тут «больше мы, чем
я». Психическое расстройство является следствием не ассимилированной травмы,
нереализованной мыслью личности, поэтому человек в этом состоянии выпадает из
границ хронологического времени. Реализованная мысль ведет к развитию и
смертности, между тем нереализованная мысль возвращает нас вновь к состоянию
вневременности, к вытеснению переживаний травмы. Мысль реализованная становится
гарантией здоровой психики. В травме заложена нереализованная мысль, точно
также в психосоматическом заболевании сидит непонятая мысль, то есть мысль
занимает не свое место - психосоматика, по сути, означает - неуместную
экспансию организма неосознанной мыслительной деятельностью. В
психосоматическом заболевании в организм неправомерно внедряется неосознанное
мыслепереживание и если мысли и переживания не находят реализации или
ассимиляции в психической деятельности человека, то они переходят в организм и
трансформируются в физическое заболевание. Процесс терапии становится, таким
образом, процессом творением слова или материализации мысли, творением
времени. Терапия становится процессом выведения мысли из организма, с помощью
механизма ее осознавания, а также раскрытием этой мысли в психической травме,
то есть интеграцией автономного «Я» в единое психическое пространство личности.
Неотреагированные травмы находят разрешение или в диссоциативном процессе
(психологический путь разрешения) или в психосоматическом (соматический путь
разрешения травмы). Тело концентрирует в себе прошлое настоящее и будущее, и,
по сути, именно тело является носителем времени. Поэтому смерть является
выходом из границ времени вообще. В субъективной психике объективное
(хронологическое) время трансформируется в психологическое время. Психика
человека не может безопасно для себя функционировать постоянно в
хронологической последовательности, в линейном времени. Я-сознание пока не
развило в себе необходимые способности для ассимиляции травм личности. Психика
человека уязвима для травматических переживаний. И диссоциативный процесс
является в этом смысле неизбежным для функционирования психической деятельности
человека. Выход из временной последовательности означает, по сути, отрицанием
болезни, то есть методом негативного аутопсихотерапевтического вмешательства.
Попытка отрицания реальности, наблюдающаяся при различных психических
расстройствах является отрицанием жизненного личностного времени-прошлого,
настоящего и будущего, так как именно в этой плоскости формируется личностная
патология. В психическом расстройстве очевидная попытка выхода из временной
последовательности означает бегство от разрушительной функции времени, то
есть это бегство от невыносимых переживаний страха смерти, а точнее страха
жизни. Человек непроизвольно уходит в бессознательное переживание
вневременности, где нет последовательности и временных причинно-следственных
связей, где вневременность представлена как постоянное и неизменяющееся
«настоящее». А самое главное - в этом вневременном восприятии реальности нет
угрожающего будущего. Изначально человек двойственен.. В символическом понимании изгнание из
Эдема является символом выпадения из вечности и разделения психики на сознание
и бессознательное. Рождение
человека-это помещение психики во временную последовательность. Райская
бессознательность не может запустить процесс психического развития человека.
Поэтому она должна пожертвовать собой для формирования нового уровня психики,
то есть развития Я-сознания. Всякий новый виток развития предполагает жертву.
Эта закономерность прослеживается на всем протяжении онтогенеза. Рождение
человека-это отказ от внутриутробного рая, детский возраст-это отказ от
младенчества. Тот же процесс происходит на филогенетической сцене, при констатации
смены культурно-исторических эпох. Отсутствие времени - это характеристика
понятия "вечность", которая не может быть больной или здоровой, и
которая является латентно и больной и здоровой одновременно. Наше бессознательное
несет в себе оба эти состояния в своей недифференцированной целостности. Для
дифференциации этих состояний бессознательное нуждается в Я-сознании. Психическая
реальность бессознательного обусловлена фактом дифференциации или фактом
реальности Я-сознания, как и наоборот. Это означает, что психика человека представляет
собой целостное образование, и ее различные уровни функционируют, исходя из
принципа взаимообусловленности. В психике человека неизбежно протекает процесс
перехода состояний макрокосма в состояние микрокосма. На более миниатюрной
сцене этот же процесс прослеживается в переходе из состояний сна в состояние
бодрствования. Смертность, таким образом, это форма проявления бессмертного и
вечного, а не его противоположность. В Я-сознании бессознательное переживает
смертность, в бессознательном Я-сознание исчезает, обретает свое бессмертие В
понимании процесса формирования психических расстройств, мы остановились на
выборе классического юнгианского подхода, суть которого в том, что как
психические, так и психосоматические расстройства могут быть объяснены
процессом диссоциации сознательного и бессознательного уровней психики.
«Ведь причина неврозов как раз
и заключается в диссоциации сознательного поведения и бессознательных влечений
человека. Эта несогласованность преодолевается при помощи ассимиляции
содержаний бессознательного сознанием. Пациент добивается последовательной ассимиляции
содержаний бессознательного, благодаря чему невротическая диссоциация
преодолевается, а личность окончательно обретает целостность». Именно в
контексте диссоциации психического мы рассматриваем феномен психологического
времени личности. Эта диссоциация формируется также вследствие несоответствия
временных параметров. В бессознательных переживаниях личность находится вне
границ последовательного времени, в Я - сознании она подчиняется принципу
последовательности (линейности). Бессмертие, то есть отсутствие времени не
может быть осознаваемо, или пережито как психофизиологический процесс. Это
переживание или состояние вневременности невозможно для сознательного существа.
Оно реально в бессознательном мире, но оно не может быть материализовано в
чистом виде, не может быть трансформировано в психофизиологический факт.
Человек должен пожертвовать своим Я-сознанием, чтобы обрести бессмертие. Но
пожертвовав этим, человек выпадает из эволюции, он перестает быть человеком Я-
сознания. Тем не менее, человек постоянно переживает это состояние
вневременности. В состояниях сна мы выходим за пределы времени и пространства,
мы обретаем неосознанное бессмертие. Пробуждаясь, человек «реанимирует» свою
смертность, свое Я-сознание. Трансформация вневременности в последовательное
время привносит в психосоматический организм человека состояния здоровья и
болезни или, говоря точнее, именно болезненные состояния, так как в
безболезненных состояниях здоровье не фиксируется. Вневременность
бессознательного уровня психики должна трансформироваться в состояния
прошлого, настоящего и будущего. Там, где нет прошлого, не может быть и
будущего, не может быть развития, то есть не может быть того, что «...в начале
было Слово.. » Именно поэтому, вечность должна постоянно жертвовать собой,
чтобы появилось начало, чтобы осуществлялась эволюция. Принцип Отца должен пожертвовать
собой, чтобы породить принцип Сына, который также жертвует собой, чтобы
появилось Я- сознание, которое, в свою очередь, приходит как необходимое
отрицание группового сознания. По
сути, время жизни - это отрезок, вырванный из вечности. Без этого архетипа
времени (без Эона) зарождение временной жизни невозможно. Мы можем судить о
вечности лишь в категориях Я-сознания. Таким образом, мы изначально помещаем
категорию времени (темпоральности) в две плоскости психического организма - в
бессознательное и сознание. Соответственно разности функционирования двух уровней
психики, состояния здоровья/болезни представлены на этих уровнях в различных
качествах. Рождение человека -это, по сути, процесс развития, это бессознательный
процесс внедрения времени (смертности) в организм человека. Организм человека,
как таковой, как раз и является трансформацией вневременности во временность.
Уровни психического аппарата обладают различными функциональными качествами и
имеют различную семантику. Болезнь
и здоровье возможны и необходимы вследствие того, что концепции времени в
бессознательном и в Я-сознании не идентичны. Как в бессознательном, так и в
Я-сознании каждого человека, независимо от объективного качества
состояний здоровья/болезни, изначально присутствует некая концепция
психосоматического благополучия. Это означает, что каждый из нас формирует, в
известном смысле, независимую от объективной, свою индивидуальную норму психосоматических
состояний. Это и есть, так называемый индивидуальный критерий нормы, который
становится рабочим для каждого человека. Человек определяет свое
психосоматическое состояние, исходя из собственной среднестатистической нормы.
Он сравнивает свое настоящее со своим же прошлым состоянием. Однако, данные
критерии нормы ущербны изначально в том, что они страдают односторонностью. Они
не учитывают известную психическую двойственность человека. «Здоровье- это, собственно говоря,
такое состояние человека, в котором процессы болезнетворные и процессы
исцеляющие находятся в соответствующем равновесии. Для психотерапии непростительно
придерживаться ограниченного подхода к психике, каким бы привлекательным этот
подход не казался. Для построения целостной концепции формирования психических
расстройств личности, мы должны учитывать, как минимум, три уровня - бессознательное,
сознание и сому, а также их взаимодействие. (Строго говоря, тело также является
бессознательным по своей природе, поэтому правильнее говорить о двух уровнях.) Проблема диссоциативного расстройства
идентичности представляет собой, по сути, заостренную форму нормального
состояния. Личность несет в себе различные «Я», но эти различные «Я» в целом
подконтрольны единому центру. Всякое расстройство обнажает эту множественность
субличностей, во всяком расстройстве происходит конфликт субличностей. Но это
подконтрольный конфликт. Строго говоря, все методы психотерапевтической работы
имплицитно признают наличие множественных субличностей. И психотерапия
направляется так или иначе на восстановление баланса между уровнями активности
этих субличностей. Парциальные личности - это автономные части психики, не
прошедшие стадии осознания. Поэтому эффективная психотерапевтическая модель
должна быть нацелена на формирование осознанности этих парциальных личностей.
Признание существования субличностей содержится как в психодинамической ориентации,
так и в поведенческих моделях психотерапии. А гештальт - терапия прямо
указывает на наличие множественных «Я», которые делятся на два основных
вида: основные «Я» и элементарные «Я». существует скопление "я",
которые соперничают в борьбе за господство. Например, ученый, интеллектуальная
личность, чувствует себя несчастным. Он страдает, запертый в четырех стенах своего
кабинета, и приходит к выводу, что его настоящее "я" — это страдалец.
Но в действительности это не так. Он только выбирает из двух своих
"я" - "интеллектуального" и "страдальческого", и
каждое из них имеет свой характер. Более того, в гештальт-психотерапии огромное
место уделяется процессу интроекции, как механизму формирования различных
субличностей. В этом смысле достаточно интересным становится то, что интроекты
поглощенные личностью в определенные годы жизни формируют субличности,
которые выпадают из линейного хронологического времени. «Действительно, многие
искаженные представления о собственном "я" создаются с помощью
интроекции. Например, пациент, который обладал "беззащитным я", так
как в детстве его постоянно избивал отец, был так поглощен интроективной силой
своей беззащитности, что она и в самом деле овладела им». Беззащитное «я»
личности в данном случае, функционирует в настоящем личности, в хронологическом
линейном времени, между тем возраст этого «я» не соответствует паспортному
возрасту личности. Возрастное несоответствие различных «я» объективно должно
приводить к психическим страданиям. Возрастное несоответствие различных «я»
не просто каприз психики. Человек признает все свои возрасты, однако
диссоциативном процессе он не признает связи между ними. В диссоциативном
расстройстве первым, что бросается в глаза-это выход из последовательности,
то есть из целостности единого Я-сознания. Человек признает факты своей жизни
вне их связи друг с другом в контексте единого «Я», а это означает, что он
разрушает это чувство единого «Я», дробит его на множество субличностей. Так
как причинно-следственная цепь предполагает функционирование единого «Я», активность
и связность личности в прошлом и настоящем, то разрывом этой каузальности
человек обеспечивает себе дистанцирование от травматического прошлого. Травмы
жизни беспокоят человека, если они находятся друг по отношению к другу в
причинно-следственной связи, в целостности психической жизни. Строго говоря,
разрушая причинно-следственную связь событий жизни, человек выпадает из
линейного времени, он разрушает возрастную непрерывность, тем самым
попадая в аказуальную область бессознательного. . Диссоциативный
процесс-это прерывистое состояние функционирования психики. Интеграция
психической деятельности становится, таким образом, целью психотерапевтического
вмешательства.
Вл. Микаелян
Комментариев нет:
Отправить комментарий